В предыдущих публикациях на страницах «Электроблюза» руководитель проектного отдела группы компаний «Новое электричество» Василий Кирица поделился своим внедренческим опытом в трех масштабных сферах – мясоперерабатывающая и молочная промышленность, а также альтернативная энергетика.

Сегодня же мы затронем общие темы его работы и поговорим о проектах, связанных с вводом в эксплуатацию очистных сооружений на предприятиях и строительных объектах.

Читайте также: «Пейте дети молоко…»

В ходе нашего общения Василий Кирица рассказал о том, что разрабатывает программы согласно правильной технологии и с учетом европейских требований, использует софт компании «Сименс», работает с программируемыми контроллерами – от маленьких до самых больших.

«Скелет» и «мясо» программы

На вопрос, сколько времени уходит на реализацию проектов, говорит буквально следующее: «В зависимости от сложности оборудования и поставленных задач… Есть часть обкатанных, отработанных программ, которые я пишу таким образом, чтобы можно их использовать, как конструктор «LEGO». Есть, к примеру, стандартное ПО работы двигателя, клапанов. Это так называемый «скелет» программы. А вот то, что касается технологии, то это я называю «мясом» программы, которое можно наращивать, сколько угодно».

По его словам, промышленные контроллеры тем удобны, что позволяют прописать основные функции работы оборудования, а затем их расширять, дополнять, видоизменять в соответствии с запросами технолога.

Если все работает правильно, клиент это оценивает.
Но для этого много приходится делать

– Чтобы прописать алгоритмы работы оборудования, необходимо как минимум хорошо разбираться в технологическом процессе. Это так?

– Да. В идеале человек, который программирует оборудование, должен знать технологию не хуже самого технолога. Бывает, когда начинаешь работу, чего-то не знаешь. В этом случае приходится поднимать огромный пласт документации, изучать информацию из официальных и неофициальных источников, чтобы быть готовым вести профессиональный разговор и начать заниматься программированием.

И когда уже проект запущен, проходит какое-то время, я иду по второму кругу. Приезжаю на предприятие и корректирую работу оборудования. Это делается для того, чтобы максимально унифицировать программирование, чтобы упростить коммуникацию с обслуживающим персоналом, «отшлифовать» и улучшить технологию. Это первое.

Второе – мой главный принцип: «Все должно работать правильно». Правда, для этого много приходится делать. Но если все работает правильно, поверьте, клиент это оценивает.

У меня есть еще одно правило, о котором я всегда говорю своим заказчикам. Дословно оно звучит так: «Не обращайтесь к плагиаторам – работайте с первоисточником». Опыт показывает, что иногда предприятия приглашают «специалистов», после которых впоследствии приходится все переделывать, устранять все «косяки», поскольку не соблюдена технология и оборудование работает, как попало. Еще хуже, когда обещают и не делают. Более того, пытаются приучить клиента к тому, что плохая работа – это нормально. Я так не могу.

Максимальная унификация готового решения позволяет минимизировать ошибки, повысить качество конечного продукта – готового решения

– Это перфекционистский подход.

– К этому стремлюсь. Может, не всегда удается сделать все и сразу, приходится доводить до определенного совершенства в ходе эксплуатации технологических установок. Не знаю, возможно, это не перфекционизм, а просто привычка.

– Но хорошая привычка.

– На проектах, где мы со специалистами группы компаний «Новое электричество» пытаемся все тщательно сделать, меньше ошибок, лучше отработана последовательность работ, многозадачность, люди довольны.

Мы сейчас стараемся максимально унифицировать наши стандартизированные готовые решения. Это позволяет минимизировать ошибки, повысить эффективность и оперативность рабочего процесса, качество конечного продукта – шкафов управления.

Читайте также: Василий Кирица, группа компаний «Новое электричество»: «Не обращайтесь к плагиаторам – работайте с первоисточником»

Причем стандартные решения, о которых идет речь, – это не значит плохо. Это значит, что предлагаются технологии, которые уже обкатаны, апробированы, у которых есть гарантия качества, широчайший перечень запчастей. Стандартизированные решения – это правильно. Даже эксклюзивные проекты содержат в себе часть стандартизированных решений. Другое дело, что мы их все время укрупняем, усложняем, вводим что-то новое, добавляем дополнительные функции и возможности. Вот тут и проявляется профессиональный перфекционизм.

Попасть в проект не просто – должно быть портфолио реализованных проектов,
имя на рынке, где зачастую работает «сарафанное радио»

– Кроме мясоперерабатывающей, молочной промышленности, альтернативной энергетики, знаю, ты активно занимался разработкой и внедрением систем управления очистными сооружениями. Какие успешные проекты с твоим участием можешь назвать?

– Назову несколько. Это системы управления комплексами очистки сточных вод на тростянецком кондитерском предприятиях «Mondelēz International» в Сумской области, «Рошен» в Борисполе Киевской области. Сейчас в разработке крупные проекты очистных сооружений Харьковского жилого массива в Киеве и жилищных комплексов в нескольких областях Украины.

– Насколько сложными были эти проекты?

– В Тростянце, к примеру, даже постановщик задач толком не знал, как это должно было работать. После нескольких выездов на объект, общения с руководством и обслуживающим персоналом стало понятно, в каком направлении нужно двигаться, что и как делать. Причем на «Mondelēz International» был один тип технологии, на «Рошене» оказался другой. И там, и там, нужно было вникать во все технологические мелочи, чтобы корректно прописать алгоритмы работы оборудования. А проработка проекта очистных сооружений для предприятии во Львове потребовала «влезть» в третью технологию.

Для программиста главное, чтобы был толковый технолог. Тогда любую задачу можно успешно выполнить. И потом, я должен понимать, что я делаю, чтобы в будущем было удобно для эксплуатационного персонала.

– Интересно, трудно попасть в проект?

– Не просто. Должно быть соответствующее портфолио реализованных проектов, имя на рынке, где зачастую работает «сарафанное радио» (никуда не денешься – таков украинский менталитет).

Сергей Негребецкий.